Профсоюз работников РАН

ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗА

Главная О комиссии Постановления Журнал регистрации Отчёты План работы Контакты

О результатах целевой проверки отдельных вопросов охраны труда в 2016-2017 годах

За период с июля 2016 года по декабрь 2017 года главным техническим инспектором труда Профсоюза работников РАН проведена целевая проверка отдельных вопросов охраны труда в 24 организациях, подведомственных ФАНО России и входящих в Профсоюз работников РАН, в том числе в Москве – 15, в Саратове – 4, в Пущино – 4, в Черноголовке – 1. (Перечень проверенных организаций прилагается).

В состав проверки входили следующие вопросы:

а) Создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) (ФЗ от 28.12.2013 г. № 421 – ФЗ, приказ Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н);

б) Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) (ФЗ от 28.12.2013 г. № 426 – ФЗ);

в) Порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда по результатам СОУТ (ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ);

г) Наличие и деятельность комитета (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ, приказ Минтруда России от 24.06.2014 г. № 412н);

д) Наличие и деятельность уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза (ст. 370 ТК РФ, рекомендации Минтруда России от 08.04.1994 г. № 30).

I. Создание и функционирование системы управления охраны труда в организациях.

Обязанности по созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ)были включены в статью 212 ТК РФ, ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ ( п. 23 ст. 12), который вступил в силу с 01.01.2014 г.

На момент проведения проверки только в трех организациях (ИБ Пущинского НЦ РАН, ИБФМ Пущинского НЦ РАН, ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН») из 24 проверенных (12,5 %) были представлены Положения о СУОТ, которые фактически не являются системой управления охраной труда, т.к. в них отсутствует организационная структура управления с четким распределением обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя. В остальных организациях, как правило, имеются Положения об охране труда, разработанные на основании документов РАН (2002 года), без учета внесенных изменений и дополнений по охране труда в действующее законодательство за последние годы.

II. Состояние проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2014 года, вместо проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

На момент проведения проверки лишь в 4-х организациях (16,7 %) СОУТ проведена на всех рабочих местах (ИБФМ, ИВП, ИБХФ, ИМАШ). В 6 организациях (24,3 %) СОУТ не проводилась (ИТЭБ, ИАгП, ИБФРМ, ИПНГ, ИПТМУ, ИФР). В указанных организациях в 2012-2013 годах была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) небольшой части рабочих мест (от 4-х до 11 %). В остальных организациях оценка условий труда с учетом действующих результатов АРМ и проведенной СОУТ составляет от 20 % (ИХФ) до 65% (ИНЭОС).

В целом, на момент проверок в указанных организациях (см. приложение) проведенная оценка условий труда, с учетом действующих результатов АРМ, составляет 3581 рабочее место из 8687 имеющихся рабочих мест (41,2 %).

Вызывает опасение то, что во многих проверенных организациях, за исключением тех, где СОУТ проведена полностью, не будет выполнен Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, которым предусмотрено, что СОУТ должна быть завершена до 31 декабря 2018 года. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ предусмотрены штрафные санкции за не проведение СОУТ, в том числе на должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц от 60 до 80 тыс. руб.

При проверках выявлено, что в большинстве организаций члены комиссий по проведению СОУТ очень слабо знают положения закона № 426-ФЗ, не в полной мере используют права, предоставленные законом, в том числе по определению аналогичных рабочих мест, возможности подачи декларации о соответствии рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда, при утверждении результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Во многих случаях, исходя из анализа результатов проведения СОУТ, можно сделать вывод, что проведение СОУТ отдается на откуп экспертам сторонних организаций, проводящих СОУТ. Так, например, в ИМЕТ РАН при проведении СОУТ в 2015 г. 43 рабочих местанаучных сотрудников были отнесены к вредным условиям труда (15 рабочих мест к классу 3.1 и 28 рабочих мест к классу 3.2) по тяжести трудового процесса, что противоречит соответствующим положениям Методики проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н. А в картах СОУТ в качестве рекомендаций по улучшению условий труда научных сотрудников, занятых во вредных условиях труда, сделана запись: «сохранить льготы ?».

III. Порядок предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда

Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ были внесены принципиальные изменения в ТК РФ в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени за работу во вредных условиях труда (ст. 92 ТК РФ, начиная с 3-ей степени вредности – класс 3.3) и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ, начиная со 2-ой степени вредности – класс 3.2) по результатам проведения СОУТ.

Профсоюзом в начале 2015 года были разработаны, разосланы территориальным организациям профсоюза и выставлены на сайте профсоюза Рекомендации по разработке локального нормативного акта (Положения) о порядке и условиях установления гарантий и компенсаций работникам академической науки, занятым во вредных условиях труда.

На момент проведения проверок из 8687 рабочих мест, на которых была проведена оценка условий труда с учетом действующих результатов АРМ и СОУТ, 887 рабочих мест были отнесены к вредным условиям труда (10,2 %), в том числе:

- к классу 3.1 – 523 рабочих места (59,0 %);

- к классу 3.2 – 356 рабочих места (40,1 %);

- к классу 3.3 – 8 рабочих мест (0.9 %).

Следует отметить, что при оценке условий труда при проведении АРМ (до 01 января 2014 года) показатели отнесения условий труда к вредным условиям труда значительно выше, чем при проведении СОУТ (61,0 % при проведении АРМ, против 14,6 % при проведении СОУТ). Это объясняется тем, что при проведении СОУТ изменилась методика идентификации и оценки вредных и опасных производственных факторов и часть вредных и опасных производственных факторов была исключена из классификатора факторов.

При проверках установлено, что в большинстве организаций, где по результатам АРМ и СОУТ выявлены вредные условия труда, нарушается порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени, установленный статьями 92 и 117 ТК РФ, а также статьёй 15 ФЗ от 28.12. 2013 г. № 421 – ФЗ.

Так, в ИНЭОС РАН при наличии 227 рабочих мест класса 3.2, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск, указанный отпуск предоставляется 337 работникам, а при отсутствии условий труда класса 3.3, дающий право на сокращенный рабочий день, он установлен 330 работникам. Аналогичная ситуация с необоснованным предоставлением указанных компенсаций выявлена в ИПХФ РАН.

В ИОФАН РАН при 96 рабочих мест, отнесенных к вредным условиям труда класса 3.1 повышенная заработная плата установлена 227 работникам.

Во всех организациях, за исключением ИБ Пущинского НЦ РАН, не разработаны локальные нормативные акты (Положения), устанавливающие порядок и условия предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда. Компенсации предоставляются по ежегодно издаваемым приказам на основании заключения, так называемых экспертных комиссий организаций, в большинстве случаев без учета СОУТ и в нарушении установленного ТК РФ порядка предоставления компенсаций.

В ряде случаев, не всем работникам устанавливается повышенная заработная плата за работу во вредных условиях труда (ИХФ РАН; ИОНХ РАН; ИБ Пущинского НЦ РАН; ИБХФ РАН).

IV. Работа комитетов (комиссий) по охране труда

В соответствии со статьей 218 ТК РФ практически во всех проверенных организациях формально созданы Комитеты (Комиссии) по охране труда для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению травматизма, организации проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах, сбора предложений к разделу Коллективного договора об охране труда. В организациях изданы приказы о создании Комитета по охране труда с указанием представителей сторон в Комитете. В качестве Положения о комитете, как правило, используется Типовое положение о комитете, утвержденное приказом Минтруда России от 24.06.2014 г. № 412н, без учета специфики работы и структуры организации. Практически ни в одной организации созданные Комитеты по охране труда не выполняют возложенных на них функций.

V. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза

В соответствии со статьей 370 ТК РФ уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза избираются для осуществления контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществления проверок состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателя, предусмотренных Коллективным договором; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством.

Практически во всех проверенных организациях имеются избранные уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза, но фактически они не осуществляют предусмотренные законодательством функции.

ВЫВОДЫ

Уровень работы по охране труда в проверенных организациях значительно снизился после реформы РАН и перехода академических организаций в ведение ФАНО России. На снижение уровня работы по охране труда в проверенных организациях в значительной мере повлияли взаимосвязанные факторы и причины, вызванные реформированием РАН в 2013 году, в том числе такие, как:

1. После передачи организаций РАН в ведение ФАНО России они оказались без единого координирующего центра в области охраны труда, а также систематического контроля за организацией работы по охране труда в научных учреждениях, проводимых РАН в рамках комплексных проверок научных учреждений, ежегодно проводимого анализа производственного травматизма и разработкой мероприятий по его снижению и совершенствованию работы по охране труда.

К сожалению, в Положении о ФАНО России, утвержденному постановлением Правительства РФ, вопросы охраны труда не включены.

2. Смена директорского корпуса также повлияла на снижение уровня работы по охране труда, так как вновь назначенные директора научных организаций не придают должного значения вопросам охраны труда, прежде всего в части организации работы по охране труда, являющейся основой обеспечения безопасности труда и предупреждения производственного травматизма. Это подтверждается тем, что ни в одной из проверенных организаций не была разработана и введена в действие система управления охраной труда организации, предусмотренная статьями 209 и 212 ТК РФ (в редакции ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ).

В ряде случаев директорами научных организаций допускаются серьезные просчеты в кадровой политике при назначении на должность специалистов по охране труда без соответствующей профессиональной подготовки и опыта работы в области охраны труда. Во многих случаях на специалистов по охране труда одновременно возлагаются дополнительные обязанности, в том числе по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороне, экологической безопасности.

3. Низкий социальный статус и профессиональный уровень подготовки специалистов по охране труда.

При отсутствии координирующего центра специалисты по охране труда не обладают необходимой информацией о вступлении в силу новых законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда. Практически ни в одной из проверенных организаций не сформирован комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (статья 212 ТК РФ). В следствии этого многие специалисты по охране труда не работают с бумажным носителем законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, «уповая» на компьютерный вариант актов по охране труда, что, как показала практика проверок, ведет к серьезным пробелам в профессиональных знаниях работников службы охраны труда.

4. В большинстве проверенных организаций первичные профсоюзные организации не уделяют должного внимания вопросам охраны и безопасности труда. Практически не осуществляется профсоюзный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, институтом уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза. Практически не работают комитеты (комиссии) по охране труда, основной задачей которых является организация совместных действий работодателя и работников, в лице их представительного органа, по обеспечению требований охраны труда.

5. Недостаточное бюджетное финансирование научных организаций не позволяет работодателям в полной мере обеспечить выполнение обязательных мероприятий по охране труда, предусмотренных ТК РФ (проведение СОУТ, медицинских осмотров, обучение по охране труда руководителей и специалистов, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и другие мероприятия).

В ряде организаций не в полной мере используется часть средств, отчисляемых в фонд социального страхования от несчастных случаев, для финансирования указанных выше мероприятий.



Главный технический инспектор труда

Профсоюза работников РАН В.В. Хлопков

19 декабря 2017 года.